Ыхы-хых, прежде того, чтобы что-нибудь купить, надо найти того, кто согласится это продать — вот пару лет назад хотели "Опель" наши у "Дженерала Моторса" купить, да он подумал-подумал, и отказался…
А ещё пример (про автомобили, они всем ближе) —
где-то лет 15 назад Горьковский автозавод озадачился проблемой наличия отсутствия своего дизельного двигателя для "Волг" и "Газёлов" — и пошёл искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок —
то есть стал приставать к разным зарубежным автофирмам:
"Давай мясо! давай мясо!", ой! — "Продайте нам свой дизель, продайте нам свой дизель и чертежи на него, и производственную линию, пожалуйста, тоже" —
но им все отказали, только некоторые сказали: "Покупайте у нас целые моторы", — а кое-кто вообще что-либо продавать отказался, конкурентов кормить — "Покупайте наши автомашины целиком и не выпендривайтесь!"
Только одна фирма на планете согласилась пойти ГАЗу навстречу — это была фирма "Штаер" из Австрии, которая вообще-то своих автомобилей не делает, а только собирает по заказу других фирм (Мерседесы-Гелендвагены и Джипы Гранд Чероки) —
но эта фирма таки делала свой дизельный мотор
, совершенно оригинальной конструкции…
Где-то в конце 70-х годов в одном австрийском политехническом институте учился очень энергичный студент, и в качестве своей дипломной работы он сконструировал дизельный двигатель внутреннего сгорания без съёмной головки блока цилиндров. Такие двигатели уже выпускались на заре автомобилизма, но от них отказались, потому что их очень трудно ремонтировать — для замены поршневых колец и притирки клапанов надо снимать коленвал и вытаскивать поршни снизу.
Ну а этот студент написал обоснование, мол, такая конструкция имеет повышенную жёсткость и навсегда уходит в прошлое проблема пробития прокладки головки блока цилиндров.
Ну, защитил этот пробивной студент свой дипломный проект и… устроился на работу в фирму "Штаер". И там таки пробил идею сделать такой двигатель — и они его сделали! из-за совершенно никудышной ремонтопригодности этот мотор употреблялся только на стационарных дизель-электрогенераторах и на речных катерах. На автомобили австрийцы его и не думали ставить.
Ну и поскольку никакой потенциальной конкуренции фирма "Штаер" в лице ГАЗа себе не видела, она охотно продала чертежи и технологию этого идиотского двигуна нашему ГАЗу… Протратили они на это 80 миллионов долларов или вроде того, точно не помню. Наладили выпуск, мотор стал называться ГАЗ-560 —
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93 ... 560&lr=213
продавались "Волги" и "Газели" с таким двигуном только в радиусе 300 км от Нижнего Новгорода, потому что ремонт двигателя можно было проводить только в заводских условиях…
Ну и короче, этот хлам ныне уже не производят.
Это я к тому, что не надо думать, что был выбор, что купить, какую технологию — кто на уговоры согласился, у того и покупали.
Ведь и по ВАЗу вели переговоры и с западными немцами, и с французами, но согласилась продать технологию только итальянская фирма ФИАТ — там у них в то время была влиятельна коммунистическая партия и правящие круги относились к СССР с меньшим предубеждением, чем во Франции и ФРГ.
А когда для грузовиков КАМАЗ попытались купить лицензию на дизель КДХ у фирмы Клёкнер, Дойц унд Хумбольдс, то вето на этот контракт наложил парламент Западной Германии, мотивировав это тем, что из общего выпуска двигателей 350 тыс. шт. в год только 250000 шт. пойдёт на грузовики, а 100000 - на бронетранспортёры, да и грузовики КАМАЗ будет выпускать двойного назначения и военные…
Поэтому пришлось оборудование для КАМАЗа собирать с мира по нитке и проектировать этот грузовой автомобиль своими силами. Ну и это редкий случай, когда блин получился не очень комковатый.
А. Горский, так что проблема выбора пути развития тут не главная — главное, кто согласится технологию продать, у того и купим